Виды расходов на содержание и эксплуатацию служебного транспорта

Ремонт и техобслуживание транспортных средств

Содержание автомобиля с целью поддержания его эксплуатационных свойств осуществляется посредством его технического обслуживания.

Восстановление автомобиля может осуществляться посредством ремонта.

Расходы на ремонт и техобслуживание не нормируются, однако налоговое законодательство требует экономической обоснованности таких затрат.

Проводить техническое обслуживание (ТО) необходимо с определенной периодичностью, и если объем затрат выходит за пределы разумного, следует уточнить, не имеют ли место злоупотребления со стороны работников. Если документация к автомобилю, из которой можно было бы почерпнуть данные о необходимых ТО, недоступна бухгалтерии, составить общее представление о разумных затратах на техобслуживание можно, руководствуясь Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.

Техническое обслуживание автомобиля осуществляется постоянно. Различают:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое обслуживание включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова. Ежедневное ТО выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.

ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду. Периодичность ТО-1 и ТО-2 определяются в соответствии с таблицей в зависимости от пробега автомашины (см. табл. 9).

Таблица 9

Периодичность технического обслуживания подвижного состава, км

 

Автомобили

ТО-1

ТО-2

Легковые

4000

16 000

Автобусы

3500

14 000

Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей

3000

12 000

 

Допустимое отклонение от нормативов периодичности технического обслуживания составляет плюс-минус 10%.

Периодичность замены масел и смазок уточняется в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов (узлов), а также марки применяемого масла (смазки).

Периодичность технического обслуживания прицепов и полуприцепов равна периодичности технического обслуживания их тягачей.

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида сезонное техобслуживание рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2.

Что касается ремонтов автотранспортных средств, то принято выделять текущий и капитальный ремонты автомобилей.

Для бухгалтера такое деление может иметь принципиальное значение. Например, при применении МСФО расходы на капитальный ремонт следует капитализировать, как и расходы на масштабные ТО. Применительно к российским правилам ведения учета и отчетности расходы признаются в отчете о финансовых результатах:

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствия доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Учитывая это, а также п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" и п. 19 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния), отражаются в бухгалтерском балансе в разд. I "Внеоборотные активы" как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей "Основные средства".

С учетом п. 7 ПБУ 1/2008 такие затраты погашаются в течение срока указанного временного интервала (см. Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).

Действующее Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, определяет, что капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов автомобиля предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса.

Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.

Нормы пробега до капитального ремонта подвижного состава и основных агрегатов автомобиля приведены в табл. 10.

Таблица 10

Нормы пробега подвижного состава и основных агрегатов до капитального ремонта, тыс. км

Подвижной состав и его основной параметр

Автомобиль, прицеп или полуприцеп: кузов, кабина, рама

Двигатель

Коробка передач

Легковые автомобили

Малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150 кг)

125

125

125

Среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг)

300

200

250

Автобусы

Особого малого класса (длина до 5,0 м)

260

180

180

Малого класса (6,0 - 7,5 м)

250 - 320

180

180

Среднего класса (8,0 - 9,5 м)

360 - 400

200 - 220

200 - 220

Большого класса (10,5 - 12,5 м)

380

200

200

Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т

от 0,3 до 1,0

100

100

100

от 1,0 до 3,0

160 - 180

100 - 160

160 - 175

от 3,0 до 5,0

250

200

250

от 5,0 до 8,0

150 - 300

125 - 250

150 - 300

от 8,0 и более

250 - 300

225 - 320

200 - 300

Прицепы

Одноосные грузоподъемностью до 3,0 т

100

-

-

Двухосные грузоподъемностью от 3,0 до 8,0 т

100

-

-

Двухосные грузоподъемностью 8 т и более

200

-

-

Полуприцепы грузоподъемностью 8 т и более

100 - 320

-

-

Агрегат направляется в капитальный ремонт, если:

  • базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата;
  • работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление экономически нецелесообразно путем проведения текущего ремонта.

Автобусы и легковые автомобили направляются в капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили направляются в капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.

Подвижной состав подвергается, как правило, не более чем одному капитальному ремонту, не считая капитального ремонта агрегатов и узлов до и после капитального ремонта автомобиля.

В налоговом учете расходы на ремонт автомобиля отражаются с учетом положений ст. 260 НК РФ. Это прочие, косвенные расходы, связанные с производством и реализацией. Они признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Затраты, производимые при ремонте автомобиля, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности сторонним организациям за выполненные работы по ремонту и других расходов (требования-накладные, наряды и т.п.).

По завершении ремонтных работ, даже если это был текущий ремонт, должен быть оформлен акт о приеме-сдаче отремонтированного объекта. Для этих целей можно применять унифицированную форму N ОС-3, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Данные ремонта вносятся в инвентарную карточку учета объекта (форма N ОС-6).

На основании п. 1 ст. 324 НК РФ налогоплательщик должен в аналитическом учете определить общую стоимость ремонта с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами. Такая группировка и обобщение, в частности, достигаются при заполнении на основании первичных документов формы N ОС-3.

В п. 2 ст. 260 НК РФ сказано, что ее положения применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

В то же время вопрос экономической обоснованности расходов на ремонт у стороны договора аренды транспортного средства должен решаться с учетом положений ГК РФ:

а) при аренде автомобиля с экипажем арендодатель в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ);

б) при аренде автомобиля без экипажа арендатор в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ).

Получается, что, если действия сторон идут вразрез с этими императивными нормами закона (даже если иное предусмотрено договором аренды), считать расходы обоснованными нельзя.

 

Пример. Организация сдала в аренду транспортное средство без оказания услуг экипажа.

В течение срока договора аренды арендодатель производил за свой счет ремонт автомобиля, учитывая расходы в целях определения базы по налогу на прибыль. Арендатору не предлагалось возместить понесенные арендодателем расходы.

В ходе налоговой проверки ИФНС сочла такие расходы арендодателя неоправданными, фирма обжаловала решение налогового органа в суд, однако суд проиграла.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении требований по данному эпизоду исходя из того, что по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель не вправе отнести в расходы затраты на текущий и капитальный ремонт.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В силу п. 2 ст. 260 НК РФ указанное положение применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Статьей 644 ГК РФ предусмотрена императивная норма о том, что в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Таким образом, по договору аренды транспортного средства без экипажа только арендатор на основании ст. 260 НК РФ может включить в состав расходов затраты на текущий и капитальный ремонт автомобиля, арендодатель же не вправе учитывать такие затраты в целях налогообложения по налогу на прибыль, но в случае выполнения ремонтных работ имеет право на возмещение их стоимости арендатором.

(По материалам Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2007 N А13-10680/2005-21)

 

Необходимо также обратить внимание на расходы на ремонт автотранспортных средств, арендованных у физических лиц. Эти объекты нельзя отнести к категории основных средств, так как они не принадлежат организации-арендатору, а у собственника они являются объектами личного имущества (к имуществу физических лиц термин "основные средства" неприменим). Минфин России разъяснял, что основные средства, предоставленные в аренду физическим лицом, не относятся к амортизируемым основным средствам и для целей налогообложения расходы, связанные с ремонтом таких средств, могут учитываться у арендатора (если договором (соглашением) возмещение вышеуказанных расходов арендодателем не предусмотрено) в соответствии со ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (Письма Минфина России от 19.12.2005 N 03-03-04/1/429, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/773).

 

Расходы на ГСМ

 

Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили, имеет право учитывать расходы на топливо для них как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом сложность состоит в правильном обосновании таких затрат. Механизм включения расходов на ГСМ зависит и от того, кто управляет машиной, и от того, как оплачивается бензин, и от продуманности внутренней распорядительной документации организации.

Широко известно Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (ред. от 14.05.2014). Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств, однако в налоговом законодательстве нет упоминания о нормировании затрат на содержание и эксплуатацию служебных автомобилей (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Напротив, при условии документального подтверждения эти расходы могут быть признаны в размере фактически понесенных организацией затрат. К компетенции Минтранса России не относится разработка каких-либо нормативов для целей налогообложения (ст. 4 НК РФ), Нормы разработаны только для автотранспортных организаций, а для всех остальных просто рекомендуются, причем не для целей налогообложения.

И все же в течение многих лет налоговые инспекторы утверждают, что нормирование расходов на ГСМ в налоговом учете обязательно.

До недавнего времени действия проверяющих были согласованы с позицией Минфина и налоговой службы (см. Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

В последних Письмах Минфин России изменил свой взгляд на эту проблему. Теперь сообщается, что применять Нормы Минтранса России можно, но не обязательно ввиду того, что налоговым законодательством нормирование расходов на ГСМ не установлено (см. Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

Даже если рассчитывать на то, что инспекторы будут руководствоваться указанными Письмами, остается проблема документального обоснования фактически понесенных расходов. Ведь не все заправленное топливо было израсходовано, есть остатки в баках автомобилей.

При таких обстоятельствах налогоплательщикам можно порекомендовать следующее.

Если практика показывает, что Нормы, установленные Минтрансом России, организацию устраивают и фактический расход топлива в них укладывается, нет смысла искать альтернативные варианты, рискуя создать конфликтную ситуацию.

Если Минтранс России не утвердил нормы расхода топлива для конкретной марки автомобиля, руководитель организации вправе своим приказом установить нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Такие расходы учитываются в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ либо в составе прочих расходов согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ (см. Письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61).

Неплохо зарекомендовали себя нормы, которые устанавливает налогоплательщик по данным так называемых контрольных заездов. Такие данные актируются сотрудником налогоплательщика. Обычно в этом случае нормы устанавливаются распоряжением руководителя на летний и зимний сезоны раздельно по результатам замера фактического расхода топлива при эксплуатации конкретного автомобиля. Эти нормы будут непосредственно соответствовать парку машин организации, учитывать их техническое состояние и могут корректироваться с учетом простоя в пробках и сезонных колебаний потребления топлива. При установлении таких норм можно учесть и поправки к нормам, предложенные Минтрансом России (п. 5 Методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р).

1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны увеличивает норму на 5 - 20%. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2 к Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, увеличивает базовую норму при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);
  • от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);
  • от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);
  • свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500), увеличивает расход топлива до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

4. Работа автотранспорта позволяет заложить надбавку в городах с населением:

  • свыше 3 млн человек - до 25%;
  • от 1 до 3 млн человек - до 20%;
  • от 250 000 до 1 млн человек - до 15%;
  • от 100 000 до 250 000 человек - до 10%;
  • до 100 000 человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторов-автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются), повышает базовую норму до 10%.

6. При перевозках нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и так далее, при движении в колоннах и при сопровождении и в других подобных случаях с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20 - 40 км/ч норма расхода топлива повышается до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

7. При обкатке новых и вышедших из капитального ремонта автомобилей (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

8. При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

9. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет с общим пробегом более 100 000 км, базовую норму можно повысить до 5%; более восьми лет с общим пробегом более 150 000 км - до 10%.

10. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, базовая норма повышается до 10%.

11. При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п., базовая норма расхода топлива увеличивается до 20%.

12. При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

13. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

14. При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

15. При использовании кондиционера или установки климат-контроля при движении автомобиля расход топлива повышается до 7% сверх базовой нормы.

16. При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки климат-контроля (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

17. При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем до 10% от базовой нормы за один час простоя.

18. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 град. Цельсия) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем до 10% от базовой нормы.

19. Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

  • на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);
  • для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлива в тех же размерах, что и для базовой модели;
  • для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлива могут определяться на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Подтвердить расход топлива можно и другим способом - заручившись показаниями остатков топлива в баках на конец каждого месяца и данными о покупке бензина в литрах. Это обоснует расходы при условии, что все поездки носили производственный характер, что подтверждается путевыми листами или любым иным образом. Например, вместо данных путевых листов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь.

В отдельных случаях можно рассчитывать на списание расходов на ГСМ и аналогичных затрат по иному принципу: если оплата таких расходов работникам предусмотрена трудовым договором. При этом расходы можно будет учесть в составе затрат на оплату труда, но надо быть готовыми к тому, что отстаивать правомерность такого подхода наверняка придется в суде.

 

Пример. Согласно заключенным ЗАО "Моторола Солюшнз" трудовым договорам работнику могут производиться компенсационные выплаты согласно локальному положению о материальном поощрении и компенсационных выплатах, из которого следует, что работникам компании предоставляется, в частности, доплата за использование автомобилей компании.

Конкретный порядок предоставления автомобилей в зависимости от ранга и должности работника предусмотрен в корпоративной процедуре компании "Моторола Солюшнз".

Выявив, что ЗАО списывало расходы, связанные с этим положением, в целях налогообложения прибыли, налоговая инспекция сочла расходы необоснованными, поскольку они понесены в связи с использованием транспорта для личных нужд работников.

Налоговый орган вменил ЗАО неправомерное включение в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль организации, в общем размере 16 172 012 руб., из них: компенсационные выплаты работникам в связи с использованием легкового автотранспорта - 6 239 559 руб.; амортизация легкового автотранспорта - 7 426 142 руб.; затраты на бензин и приобретение автозапчастей, мойку - 230 630 руб.; затраты на ремонт автомобилей - 2 275 681 руб.

Не согласившись с таким решением, ЗАО обратилось в суд.

Суд установил, что несение указанных расходов является обязанностью налогоплательщика как работодателя, поэтому расходы в виде компенсационных выплат, понесенные работодателем, подлежали включению налогоплательщиком в состав расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ.

Делая вывод о том, что компенсационные выплаты являются частью оплаты труда, суд учел положения ст. 129 ТК РФ.

Согласно ст. ст. 129, 132 ТК РФ под оплатой труда понимается совокупность отношений, связанных с установлением размеров и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными и трудовыми договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В состав расходов налогоплательщика на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются любые обоснованные (то есть экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обязанность компенсационных выплат предусмотрена в трудовом договоре, заключенном работодателем с работниками.

Таким образом, выплаты произведены в связи с выполнением работниками трудовых функций и входят в установленную ЗАО систему оплаты труда.

Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что произведенные расходы на оплату труда не отвечают принципам экономической обоснованности затрат и направлены не на получение прибыли, в материалах дела не имеется.

Налоговый орган указывает на неправомерное включение налогоплательщиком в состав расходов, учитываемых в налоговой базе по налогу на прибыль, расходов на ремонт легковых автомобилей и их амортизацию, поскольку легковые автомобили были переданы работникам для использования в личных нуждах.

Отклоняя указанный довод, суд учел, что в случае если предоставление корпоративного автотранспорта предусмотрено трудовым договором или локальным нормативным актом, положения ст. 255 НК РФ являются специальной нормой по сравнению с положениями п. 29 ст. 270 НК РФ: в этом случае работник вправе требовать от работодателя предоставить ему те условия, которые предусмотрены трудовым договором и/или локальным актом. И только в случае если эти затраты не являются частью оплаты труда, а работодатель их по своей доброй воле (а не по обязанности в трудовом договоре) предоставляет работникам, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

При изложенных обстоятельствах предоставление автомобилей обусловлено целями делового характера: привлечением высококвалифицированных работников, дополнительным стимулированием, повышением лояльности к компании.

Кроме того, судом установлено, что многие из перечисленных в решении налоговой инспекции работников налогоплательщика фактически имеют разъездной характер работы (например, все технические специалисты), поскольку основная трудовая функция этих специалистов заключается в настройке оборудования заказчиков ЗАО "Моторола Солюшнз". Во многих случаях настройка оборудования происходит "в полях" - на предприятиях и вышках, к которым невозможно или нецелесообразно приезжать общественным транспортом.

Таким образом, выплаченные ЗАО работникам спорные компенсации относятся к предусмотренным ст. 255 НК РФ расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

(По материалам Постановления ФАС Московского округа от 03.07.2013 по делу N А40-92882/12-91-495)

 

Иные эксплуатационные расходы (приобретение незамерзающей жидкости для стекол, оплата мойки, стоянок, парковки и другие затраты) не нормируются и признаются в расходах при соблюдении условий экономической оправданности и должного документального подтверждения (при наличии кассового чека или документа, оформленного на бланке строгой отчетности, документов, подтверждающих безналичную оплату услуг).

 

Расходы на автошины

Комплект шин, установленный на приобретенный автомобиль, вместе с запасным колесом с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплект инструментов не формируют отдельного актива: они входят в единый инвентарный объект, который представляет собой приобретенный автомобиль.

Это объясняется тем, что инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010)). Такой объект является единицей бухгалтерского учета основных средств.

Ввиду того что стоимость автошин, которыми был укомплектован автомобиль, при приобретении отдельно не выделяется и не учитывается, а "растворена" в первоначальной стоимости самого автомобиля, она фактически включается в расходы организации посредством списания амортизационных отчислений по объекту амортизируемого имущества.

Что касается сменных комплектов, то в данном случае мы имеем дело в запасными частями к автотранспорту, которые подлежат замене по мере износа или посезонно, учитывая требования, предъявляемые к эксплуатации автотранспорта.

Сложности учета обусловлены тем, что автошины имеют достаточно длительный срок службы, нормативный пробег и заменяются посезонно, образуя возвратные отходы.

Первое, что необходимо принять во внимание при организации учетного процесса, - это наличие правил эксплуатации автомобильных шин, обязательных для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих ТС (а не только для автотранспортников).

Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р, должны были уже давно утратить силу ввиду того, что их действие было рассчитано на определенный срок (до 31 декабря 2007 г.), однако, учитывая, что новый документ в этой области так и не был издан, Минюст России дал предписание и дальше руководствоваться вышеуказанным Распоряжением (см. Письмо Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609).

Подчеркнем, что Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) являются основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации. Выполнение Правил является обязательным для всех владельцев транспортных средств. Правила не распространяются только на шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.

Указанные Правила, в свою очередь, обязывают на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводить карточку учета ее работы по форме, указанной в Приложении 12 к Правилам (см. образец бланка). Карточка ведется до выхода шины из строя (п. п. 83 - 93 Правил).

 

КАРТОЧКА УЧЕТА РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ШИНЫ

(новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка

протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации -

нужное подчеркнуть)

 

 

Обозначение (размер) шины ____ Модель шины ____ ГОСТ или ТУ на шину _____

Порядковый (заводской) номер ________ Дата изготовления (неделя, год) ___

Индекс несущей способности или норма слойности __________________________

Эксплуатационная (гарантийная) норма пробега ____________________________

Завод - изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие ___________

Наименование автотранспортного предприятия ______________________________

 

Марка и модель автомобиля (прицепа), его государственный номер

Показания спидометра при установке шин, тыс. км

Дата

Пробег шин, тыс. км (с точностью до 0,1 тыс. км)

Техническое состояние шин при установке

Причины снятия шин с эксплуатации

Остаточная высота рисунка протектора в мм

Подпись водителя

установки комплекта

снятия комплекта

за месяц

с начала эксплуатации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Ответственный   за  учет  работы  шины  ____________  Ф.И.О.  _________

(подпись)

 

    Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации

    (на восстановление, на углубление рисунка протектора, на рекламацию или

в утиль).

 

    Председатель   комиссии   ______________________   Ф.И.О.   ___________

(подписи)

 

    Члены комиссии

 

 

В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу карточки учета работы шины.

После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке.

Ежемесячно в каждую карточку учета работы шины вносится фактический пробег.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить ответственному за учет работы шин дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные фиксируются в карточках учета работы заменяемой и запасной шин.

Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля (включая запасную), так как это приводит к начислению пробега на неработающую запасную шину и неправильному определению фактического пробега каждой шины.

Для правильного учета пробега шин работнику, ответственному за учет работы шин, необходимо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточке учета.

Шины не должны сниматься с эксплуатации и сдаваться в утиль или на восстановление, если они по своему техническому состоянию пригодны к дальнейшей эксплуатации.

При снятии шины с эксплуатации в карточке учета работы шины указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу), куда направлена шина - в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора нарезкой, в утиль или рекламацию.

При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета ее работы подписывается членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.

Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат.

Имеется еще один обязательный к применению всеми эксплуатантами автотранспорта руководящий документ - Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом России 04.04.2002 (Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394 сообщается, что данный документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов).

Эти Нормы определяют нормативный пробег автошин в зависимости от марки и базовой модели автомобиля. Для легковых машин российского производства автошины рассчитаны на пробег от 24 000 до 50 000 км, для легковых иномарок - на 40 000 - 60 000 км, для грузовиков нормативы гораздо выше и могут составлять до 170 000 км.

Нормы должны применяться при определении срока службы автошины, и, хотя они прямо не адресованы бухгалтерии, фактически именно ими определяется, как во времени списываются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете расходы на автошины.

Хотя стоимость материалов, к числу которых относятся и автомобильные запчасти (включая шины), подлежит списанию со счетов учета материальных ценностей и зачисляется на соответствующие счета учета затрат на производство, продажу, управленческие нужды, в данном случае можно выбрать один из двух вариантов, которые предлагают Методические указания по учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания), утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.12.2010):

  • зачислить стоимость автошин при их отпуске со склада на счет 97 "Расходы будущих периодов" и списывать ее с этого счета по мере пробега (по данным путевых листов) на соответствующий затратный счет (п. 94 Методических указаний);
  • учесть стоимость автошин в расходах сразу полностью, но затем при сезонной замене оприходовать на склад временно выведенные из эксплуатации автошины как возвратные отходы. Эти объекты, уже бывшие в эксплуатации, частично утратили свои потребительные свойства. Определить стоимость возвратных отходов в данном случае не составляет труда: ее можно рассчитать как долю стоимости автошин, соответствующую оставшейся, не пройденной еще на момент замены части нормативного пробега. При этом стоимость учтенных возвратных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. Новый отпуск автошин в эксплуатацию при наступлении сезона будет оформлен новым списанием их учетной стоимости в расходы (п. 111 Методических указаний).

Именно наличие нормативов по эксплуатации автошин и требования законодательства об их сезонной замене не позволяют списать стоимость автошин в расходы единовременно и больше не возвращаться к этому вопросу.

Практикуется и еще один метод, который с точки зрения организации для учетных работ может быть удобен. На субсчете 5 "Запчасти" счета 10 "Материалы" открываются два субсчета второго или третьего порядка (субконто) "Автошины в запасе" и "Автошины в эксплуатации", и при отпуске шин в использование бухгалтер ограничивается внутренней проводкой по счету 10 между этими субконто, а затем - уже при выбытии автошин - списывает их стоимость в расходы, тем самым приурочивая признание затрат к моменту, когда актив отслужил свой срок. Это, безусловно, упрощенный подход, однако для организаций, где использование автотранспорта не является профильным видом деятельности, а бухучет ведется исходя из физических возможностей бухгалтерии, иногда не остается ничего другого, как выбрать именно этот компромиссный вариант. В данном случае важно, что бухгалтер не допустил досрочного необоснованного списания расходов.

Выбранный подход к бухучету автошин следует закрепить в учетной политике и применять последовательно.

Что касается налогового учета, то и здесь мы сталкиваемся с тем, что единовременным списанием стоимости автошин в расходы ограничиться будет нельзя. В силу п. 6 ст. 254 НК РФ сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Оцениваются они по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), что применительно к автошинам означает расчетную стоимость исходя из остаточного пробега на момент сезонной замены комплекта шин.

Учитывая сказанное, бухгалтер не может игнорировать Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом России 04.04.2002.

Необходимо также иметь в виду, что в отдельных случаях списывать стоимость автошин в расходы придется без учета пробега - при досрочном их выбытии из эксплуатации.

Это может происходить в случаях, когда повреждения, полученные шинами, не позволяют продолжать их использовать.

Так, п. п. 36 - 37 Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) не допускают установку на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора. При частичной замене шин, вышедших из строя, рекомендуется производить доукомплектование автомобиля шинами тех же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики. Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.

Приложение 9 к Правилам эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) устанавливает Перечень производственных и эксплуатационных причин, по которым покрышки, камеры и ободные ленты могут быть преждевременно сняты с эксплуатации:

1. По ГОСТ 4754 (шины для легковых автомобилей):

  • - покрышки - расслоения в каркасе, брекере и борте; отслоения протектора и боковины; гребень по протектору с выпрессовкой корда; запрессовка твердых включений на внутренней и наружной поверхностях покрышки (бескамерной шины); механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда); отставание нитей корда по первому слою каркаса; складки по основанию и носку борта от запрессовки бортовой ленты, обнажение кромок бортовой ленты, отрыв и отслаивание герметизирующего резинового слоя на внутренней поверхности каркаса и на бортах;
  • - камеры - расхождения стыка; механические повреждения; пористость стенок и посторонние включения.

2. По ГОСТ 5513-97 (шины грузовых автомобилей постоянного давления):

  • - покрышки - расслоения в каркасе, брекере и борте; отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя; гребень по протектору с выпрессовкой ткани (для покрышек с текстильным брекером); запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя, механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда); просвечивание нитей металлокорда в каркасе и подканавочном слое; трещины на покровных резинах; отставание нитей корда по первому слою каркаса; отрыв и отслоение герметизирующего слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах; наплыв по носку и пятке борта с просвечиванием и выходом металлокорда;
  • - камеры - расхождения стыка; пористость стенок; механические повреждения; посторонние включения;
  • - ободные ленты - механические повреждения.

3. По ГОСТ 13298 (шины грузовых автомобилей с регулируемым давлением):

  • - покрышки - расслоения в каркасе, брекере и борте; отслоения протектора и боковины; гребень по протектору с выпрессовкой ткани; запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя;
  • - камеры - наружная пористость стенок и посторонние включения.

4. По ОСТ 38-47-170-95 (покрышки, восстановленные наложением нового протектора):

  • - покрышки - отслоения наложенного протектора (местное или по всей окружности); отслоение наложенной покровной резины по боковине (при восстановлении по типу "B"); отслоение или разрыв наложенного пластыря; отслоение заполняющей резины в зоне ремонта повреждений брекера, в том числе по кромкам брекера; отслоения заполняющей резины в зоне ремонта местных повреждений или пластыря с возможным последующим разрушением отремонтированного участка; отрыв шашек рисунка протектора из-за недостаточной толщины подканавочного слоя; расхождения стыка наложенного протектора; отслоение усиливающих лент обрезиненного корда; отслоение или расслоение усиливающего резинокордного пояса.

5. По ОСТ 200-002-95 (покрышки, прошедшие ремонт местных повреждений):

  • - покрышки - отслоение или разрыв наложенного пластыря; отслоение резины (наполнительной), заполняющей полость, образовавшуюся при вырезке поврежденного участка покрышки в зоне ремонта местных повреждений; отслоение наполнительной резины в зоне ремонта местных повреждений с последующим расслоением каркаса или пластыря.

6. Преждевременный неравномерный износ протектора из-за неправильной регулировки схождения и развала передних колес, резкого торможения или трогания с места, изношенности и ослабления крепления колесных подшипников, втулок рулевых тяг, завышенного радиального и бокового биения колес, износ рисунка протектора выше предельно допустимого из-за несвоевременного снятия шин с эксплуатации.

7. Разрушение или излом каркаса из-за езды при пониженном давлении в шинах.

8. Интенсивный износ средней части беговой дорожки из-за езды при повышенном давлении в шинах, разрыв каркаса из-за перегрузки автомобиля или колес за счет неправильного размещения груза в кузове автомобиля, а также вследствие удара о дорожные препятствия при езде с большой скоростью.

9. Механические повреждения:

  • - шины - пробои или порезы протектора или боковины с разрывами каркаса, повреждения борта с нарушением правил монтажа и демонтажа шин, потеря герметичности бескамерных шин из-за механических повреждений;
  • - камеры - пробой, прокол или порез, разрыв или повреждение камеры при неправильном монтаже шины, повреждение вентиля, отрыв вентиля при небрежном монтаже шины или при езде на шине с пониженным давлением.

В помощь при обосновании досрочного списания автошин также можно взять нормы Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (ред. от 30.07.2014, с изм. от 06.09.2014) (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). В Приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения содержится Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

  • - шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей;
  • - шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • - отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий;
  • - шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;
  • - на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Пришедшие в негодность или изношенные автошины подлежат списанию с учета.

Напомним, что автомобильная резина является опасными отходами, которые не могут быть просто выведены с бытовым мусором. Организации необходимо иметь документ, свидетельствующей о том, какова дальнейшая судьба выбывших автошин (сданы ли они в утиль, остались ли в автосервисе, где была произведена замена, проданы ли кому-то и т.п.).

В связи с эксплуатацией транспортных средств вообще следует помнить, что целый ряд отходов, связанных с ТС, отнесен к категории опасных согласно Каталогу отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"). Это отходы 1 - 4 классов опасности (см. ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 25.11.2013)).

Закон запрещает сброс таких отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение их на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 12.03.2014)).

Применительно к автотранспорту речь идет об отходах, упомянутых в табл. 11.

Таблица 11

Коды и виды отходов

Код по Каталогу отходов

Наименование

1

2

9 20 110 01 53 2

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом

9 20 110 02 52 3

Аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита

9 20 110 03 51 3

Свинцовые пластины отработанных аккумуляторов

9 20 110 04 39 2

Шлам сернокислотного электролита

9 20 120 01 53 2

Аккумуляторы никель-кадмиевые отработанные неповрежденные, с электролитом

9 20 120 02 52 3

Аккумуляторы никель-кадмиевые отработанные в сборе, без электролита

9 20 130 01 53 2

Аккумуляторы никель-железные отработанные неповрежденные, с электролитом

9 20 130 02 52 3

Аккумуляторы никель-железные отработанные в сборе, без электролита

9 20 210 01 10 2

Кислота аккумуляторная серная отработанная

9 20 220 01 10 2

Щелочи аккумуляторные отработанные

9 20 310 02 52 4

Тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых

9 21 110 01 50 4

Шины пневматические автомобильные отработанные

9 21 120 01 50 4

Камеры пневматических шин автомобильных отработанные

9 21 130 01 50 4

Покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные

9 21 130 02 50 4

Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

9 21 210 01 31 3

Отходы антифризов на основе этиленгликоля

9 21 301 01 52 4

Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные

9 21 302 01 52 3

Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные

9 21 303 01 52 3

Фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные

9 19 201 01 39 3

Песок, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)

9 19 201 02 39 4

Песок, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)

9 19 203 01 60 3

Пенька промасленная (содержание масла 15% и более)

9 19 203 02 60 4

Пенька промасленная (содержание масла менее 15%)

9 19 204 01 60 3

Обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)

9 19 204 02 60 4

Обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)

9 19 205 01 39 3

Опилки и стружка древесные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)

9 19 205 02 39 4

Опилки и стружка древесные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)

Несоблюдение требований обращения с опасными отходами влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ) (см. также Письмо Росприроднадзора от 09.06.2014 N ВК-03-03-36/8833).